Сейчас музыкальный продюсер и давний друг студии Голоса большой страны Андрей M Clis Рыжков – большой человек в российской музыкальной индустрии: работает с известными артистами (от Леонида Агутина до Антохи МС), читает авторские курсы и недавно осуществил мечту — открыл собственную рекорд-студию. Но он хорошо помнит свой самый первый поход на студию и сейчас, много лет спустя, согласился поделиться советами, которые будут полезны как профессионалам, так и новичкам. Внимаем, записываем и не стесняемся валять дурака (если верить Андрею, в этом состоит большой секрет продуктивной работы!).
Расскажи о себе (задание со звездочкой: уложиться в пару абзацев, так что давай самый сок!)
Я занимаюсь музыкальным продюсированием около 25 лет и около 20 лет преподаю и создаю различные проекты (как музыкальные, так и образовательные). «Мои» артисты — Антоха МС, Леонид Агутин, LOVANDA, Сироткин, AMIGO, Яна Блиндер, TOTAL, Тима Акимов, Маша Мария, Terra, ясно, Folkbeat. Я работал над саундтреками фильмов «Воин», «Про любовь: только для взрослых», «Только не они» и сериала «Юззз», а также с брендами Сбер, Яндекс, ВТБ, Coca Cola, VK, Adidas, Perrier, Avon.
Как продюсер выбирает студию? Что на ней обязательно должно быть?
Я считаю, у каждого продюсера формируются собственные критерии, основанные на его личном опыте. Как правило у всех свои предпочтения относительно как размеров помещения и отделки, так и студийного оборудования и персонала, который работает на студии. Например, нет смысла работать в большой студии, если вы пишите камерную музыку или если у вас инди-проект. Потому что вам не потребуется столько места. А если мы записываем оркестр, то нам будет тесно в небольшой инди-студии. Соответственно, разные студии нужны под разные задачи. Лично для меня на студии важен хороший мониторинг и неплохой парк микрофонов, потому что с этого начинается и заканчивается путь звука в студии. Чем достойнее все слышно на вход и на выход, тем лучше!
Существуют ли универсальные студии? Или, например, для каждого музыкального жанра нужно искать свой «дом»?
Ваша студия — как раз отличный пример универсальной студии, потому что я работал на ней на самых разных проектах и всегда оставался максимально доволен результатом. Мне очень нравится, что у вас невероятно профессиональный подход как к техническому оснащению, так и к команде. Отличный парк микрофонов, прекрасные инженеры, обалденное оборудование. Не знаю другой студии в Москве, которая могла бы конкурировать по уровню насыщенности оборудования и классных идей на квадратный метр.
Опиши студию своей мечты.
Ой, я недавно такую студию достроил. И теперь она у меня есть! Она небольшая, «бутиковая». В ней очень хороший контроль, все видно, очень уютно и никогда не понятно, какое сейчас время суток. И слышно в ней все достаточно мягко, поэтому можно и записывать вокал, и слушать фонограммы. Все это очень мне подходит. Обожаю свою студию! Но если речь идет о каких-то больших и сложных проектах, то я все равно еду в Голоса большой страны. Например, чтобы записать партию барабанов.
Получается, каждый продюсер хочет открыть свою студию?
Да, каждый. Студию, продакшн, да побольше. Может даже с филиалами.
Важно ли тебе лично знать персонал студии перед началом работы?
В моем случае предпочтительно иметь личный контакт с командой студии. Интересно знать, что это за люди, что они любят и каким образом мы с ними может повзаимодействовать. Но бывают и такие студии, у которых в целом очень хорошая репутация и им можно довериться, даже если ты не знаком с персоналом лично.
Как ты решаешь, что будешь делать на студии, а что – в домашних условиях?
У меня все просто: я все делаю в студии и ничего не делаю дома.
Как профессионалы узнают о студиях и на какие параметры опираются: читают отзывы и рейтинг или это всегда «сарафан»?
На мой взгляд, каждый продюсер опирается на свой опыт. Поэтому «сарафан» – более вероятная история, потому что это нейронная сетка чужих опытов. Но и новая студия может привлечь внимание яркой рекламой или какой-то иной маркетинговой инициативой.
Что ты обязательно рассказываешь артистам перед тем, как отправиться с ними на студию? Какие-то советы, наставления, предостережения?
Как правило я так брифую артиста: «Мы будем раздолбайничать, баловаться и заниматься всякими непотребствами». Чтобы когда возникла нужда в серьезной работе, они даже радовались. Потому что обычно в начале люди очень сильно напрягаются и начинают напрягаться еще сильнее в процессе работы. Самый легкий этап работы со мной – начальный. Он самый оптимистичный и легкомысленный. А потом мы уже начинаем потихоньку погружаться в детали. Я всегда стараюсь, чтобы этот порядок не нарушался.
Насколько для начинающего продюсера важно ходить в большие студии?
Это максимально важно. Нужно учиться большому звуку, большому аппарату и большой ответственности на большой студии. Все это взаимосвязано.
Время твоих любимых студийных историй!
Моя любимая история – про то, как я попал на свою самую первую студию звукозаписи. Это была Студия звукозаписи Александра Кальянова. Этот очень уважаемый и профессиональный господин научил меня двум основным принципам. Первое – надо учиться работать на самом современном софте. Второе – студии нужно производить хорошее впечатление, чтобы ей доверяли. Все это Кальянов донес до меня всего одной фразой. Когда я спросил его, зачем ему столько лампочек, он ответил: «Чтобы лох цепенел».
Топ-5 советов начинающим продюсерам (и о работе в студии, и вообще).
- Всегда больше слушайте, чем говорите или делаете.
- Всегда используйте блокнот.
- Лучшие правки возникают после нескольких дней прослушиваний в состоянии слушателя, а не сразу после работы.
- Всегда покупайте лицензионное ПО – это сэкономит вам кучу денег, времени, нервов и сил.
- Всегда, всегда помните, что музыка на первом месте. Все остальное – иллюзия.
Текст: Михаэль Агафонов