В резюме Александра «NЁRD» Артемова, мастеринг-инженера, коуча и технического специалиста нашей студии, внушительный список музыкантов самых разных жанров: от мечтательной Ёлки до суровых металлистов Embrace Eleonora. Саша подробно рассказывает о сути своей профессии, помогает выбрать удобный формат работы и вспоминает, как работал над треком под чутким контролем четвероногого ревизора.
Суть мастеринга
Мастеринг – это контроль качества выходящей продукции и последний этап, на котором происходит следующее:
а) обратная связь по проделанной работе (миксу) и исправление любых имеющихся ошибок, которые можно исправить руками микс-инженера;
б) финализация музыкального произведения, когда можно либо исправить неточности без сильного вмешательства, либо улучшить какие-либо качества записи.
Мастеринг нужен для того, чтобы финальный музыкальный файл звучал не менее качественно, чем уже существующие релизы в том или ином музыкальном жанре.
Аналог против цифры
В наши дни существует как аналоговый, так и цифровой мастеринг. И здесь не стоит думать категориями «хуже» и «лучше». Это просто разные методы обработки звучания, и каждый из них применяется в зависимости от пожеланий клиента и от философии работы самого мастеринг-инженера.
Если говорить с исторической точки зрения, то цифровой способ вносит меньше всего искажений в сигнал (если мы работаем в цифровой среде при записи, микшировании и мастеринге). Но если мы говорим об аналоговой среде и записи музыки на ленту, то лучше не входить в цифровой мир и при мастеринге и обрабатывать все в аналоге.
Поговорим о громкости
Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда на одном и том же стриминговом сервисе треки разных артистов отличаются по громкости. У этого может быть огромное количество причин.
Во-первых, это могут быть треки совершенно разных годов, когда использовались разные технологии. Во-вторых, может отличаться техническое задание, которое дал артист или продюсер инженерам по работе со звуком. Например, заказчик хотел сохранить максимальную динамику, тембровое соответствие или выполнить иные звуковые задачи. Соответственно, трек может быть не слишком громким или, наоборот, слишком пережатым и громким, с искажениями, если это отражает музыкальную задачу.
Для артиста, который готовит собственный материал, желательно определиться, насколько ему важно получить максимальную громкость из материала, который он записал. Тут очень поможет обратная связь от мастеринг-инженера.
Если речь идет не о музыкантах, играющих в академических направлениях (джаз, блюз, классическая музыка), то первый релиз начинающего артиста можно сделать чуть более громким, чем он мог бы быть. Даже если для этого придется пожертвовать некоторым качеством звучания. Чтобы заявить о себе и обратить на себя внимание потенциального слушателя, и сделать промо-кампанию более успешной.
У большинства артистов замечается снижение громкости в будущих релизах в угоду других характеристик (динамика, соответствие тембра и так далее).
Вам нужен профессионал
В современном мире мастеринг является чуть ли не важнейшим этапом создания и финализации композиции и подготовки ее к дистрибуции. Так как мастеринг – это прежде всего не вмешательство в звук и какие-либо обработки, а обратная связь по уже пройденной работе.
И в зависимости от бюджета и уровня артиста, мастеринг для начинающих или не располагающих большими бюджетами музыкантов – это помощь в том, чтобы их материал звучал не хуже, чем обычные релизы в их жанре. А для профессиональных артистов мастеринг – это поддержание уже существующего уровня звучания на основе их прошлых релизов.
Студия или дом
Работать с мастеринг-инженером можно как в профессиональной студии, так и позвать его домой. Все зависит от философии самого мастеринг-инженера и его инструментария. Некоторые работают только на том оборудовании, на котором они привыкли: для того, чтобы предоставлять артисту максимальное качество, ради которого они и создавали собственную студию.
У других есть переносной сетап (набор оборудования) в виде специальной акустики или наушников (как в моем случае), с которым они могут работать в условиях, комфортных в первую очередь для артиста. Например, мастеринг-инженер Арианы Гранде приходил работать к ней домой, и результат порадовал многих.
Продолжительность работы
Есть несколько вариантов работы с мастеринг-инженером:
а) вживую на студии, когда артист и инженер работают над композицией вместе в режиме реального времени. Здесь продолжительность работы непредсказуема;
б) удаленная работа, когда инженер работает с треком один на один по пожеланиям и задачам музыканта или продюсера. Такая работа может занимать от 20 минут до нескольких часов, в зависимости от желаний артиста и сложности музыкального материала.
Что влияет на гонорар
На стоимость услуг мастеринг-инженера влияет множество факторов: его известность, наличие в портфолио больших клиентов и многое другое.
Что касается технических вопросов работы, то у некоторых инженеров продолжительность трека определяет размер гонорара. Например, может быть такое условие: «трек длиной более N минут» оплачивается дополнительно.
Инструментальные композиции не будут стоить дешевле, чем вокальные треки. Так как мастеринг-инженер работает с материалом вне зависимости от стиля и жанра. Поэтому и электронный трек без слов, и рок-песня оцениваются одинаково.
Если у инженера сразу заказывают несколько вариантов одного трека, то дополнительные версии могут оплачивается несколько дешевле, чем оригинальная композиция. Также, если мастеринг-инженер работает вживую с артистом, то чаще всего оплата идет не за композицию, а по часам. Поэтому тут может выйти как дешевле, так и дороже.
Чем НЕ занимается мастеринг-инженер
Некоторые инженеры не занимаются даже такой популярной вещью, как stem-мастерингом, потому что не считают его процессом мастеринга (а процессом досведения).
Многих также просят поправить баланс одного конкретного инструмента, что сделать физически невозможно в реалиях одного файла.
Портрет идеального мастеринг-инженера
У него должны быть как социальные, так и технические качества.
Социальные предполагают любовь к музыке и людям и умение предоставлять отличный сервис, потому что мастеринг – это не про творчество и эго, а про качественные услуги. Поэтому идеальное качество специалиста – навык прислушиваться к пожеланиям и требованиям и не делать того, о чем его не просили.
Технические же качества – отличный слух, наслушанность и инструментарий, выбранный инженером для качественного исполнения звуковых работ.
Личный опыт
Как-то я был, скажем так, «мастеринг-инженером на час». И пока артисты общались и пили чай, я на импровизированном столе из-под кейса для клавишных делал мастеринг с помощью своего мобильного сетапа (ноутбук, звуковая карта, наушники). А со своим микс-инженером я познакомился, когда делал мастеринг лежа у него на кровати с кошкой в ногах.
Однажды меня просили сделать бэк-вокал чуть громче в одном моменте песни. И хотя это не задача мастеринга и в принципе практически невозможно, все получилось при помощи хитрых психо-акустических устройств.
Был момент, когда при мастеринге звука с концерта гитарист в конце песни отключил электрогитару и шум пошел в официальную запись (по заданию этого быть было не должно). Чтобы замаскировать это, я вырезал хлопки из шума толпы из начала композиции и добавил их в конец записи.
Одна из моих самых любимых историй: артисты менее чем за сутки попросили сделать 20 мастер-записей для телевидения и договориться с выпускающими инженерами с ТВ, чтобы те не трогали звук и чтобы мой мастер остался таким же как в студии, без использования сторонних приборов. И у нас все получилось!
Текст: Михаэль Агафонов