все публикации

Зачем молодым музыкантам вокальное продюсирование?

5 минут

Вокальный продюсер студии «Голоса Большой Страны» Ксюша Хохрякова объясняет суть своей профессии, разрушает мифы, вселяет уверенность и объясняет, почему эта услуга точно пригодится каждому клиенту студии.


В чем суть и смысл вокального продюсирования?

Вокальное продюсирование — это не урок вокала: петь вас учить не будут. А будут помогать записывать ваш голос во всей его красе. Вокальный продюсер нужен для того, чтобы ваш вокальный аппарат работал на все сто. 

Часто бывает так, что голос есть, топлайн (главная вокальная мелодия) тоже есть, а аранжировка и вовсе потрясающая. Но все вместе «не звучит». Для этого и нужен вокальный продюсер, который что-то подскажет, поможет приукрасить, найти свое уникальное звучание и раскрыть индивидуальность.


Зачем идти за вокальным продюсированием в студию? Почему нельзя дома?

Дома — льзя! Никто не может запретить вам продюсировать самого себя. 

Вопрос в другом: есть ли у вас знания, навыки, опыт и наслушанность студийного продюсера? Бывает, что артист отлично себя «ведет» и чувствует. Но чаще всего это все-таки приходит с опытом и наслушанностью. И добиться этого крайне сложно, если нет должного анализа.

В студию идут за результатом и к другому человеку (продюсеру), потому что его профессия — слышать и слушать вас. Ему/ей все равно, в чем вы выйдете на сцену. И ему/ей не нужно переучивать вас петь. Это профессионал, который работает с тем, что вы ему «принесли». И помогает превратить материал в максимально качественную запись. Этот человек — ваш помощник, ваши уши, ваш голос. 


Почему вокалист обязательно должен одновременно работать с вокальным продюсером и не может «просто записать трек», а продюсер потом все «сам сделает»? 

Работа вокального продюсера строится следующим образом: вы приходите на запись, записываете пробный вариант (take), который скорее всего выйдет комом (да, как блин). Продюсер анализирует запись  и подмечает для себя моменты, которые нужно подкорректировать и/или изменить. 

Его работа заключается в анализе самой live-записи, которую продюсер может остановить, чтобы сразу внести изменения. Это диалог, анализ, проба пера, рациональное мнение со стороны, цель которого — наилучший результат вашего творческого процесса.  Единственное, что продюсер может «сделать сам» — это проконтролировать выравнивание вокала и тюн.


Давайте развеем миф, что вокальное продюсирование – это просто автотюн. 

Автотюн — это не плохо и не хорошо. Автотюн — это ретушь фото от мира музыки. Он помогает убрать некоторые неточности и довести голос до идеала. Продюсирование — помощь в записи, ведение, анализ и опять же, диалог. Автотюн — это опция.

Конечно, речь не идет про стиль, где автотюн является обязательным инструментом (как у Трэвиса Скотта, T-Pain и других).


Имеет ли смысл позвать в студию своего преподавателя по вокалу, если он есть?

Есть, но могут возникнуть разногласия с продюсером. Задача преподавателя — правильное звукоизвлечение по правилам его вокальной школы. Задача продюсера — хорошая запись материала для дальнейшей работы.


Как проходит работа, если вокалист не один, а, например, пришел с бэк-вокалистами или если это группа вокалистов? 

Если мы говорим про вокалиста с бэками, то сначала пишется топлайн (солист). Хотя все зависит от ситуации и задумки произведения…

Работа продюсера все равно будет схожей, как и с сольными артистами. Единственное отличие — продюсер будет работать над тем, чтобы все голоса сочетались по звуку, дикции и интонации. 

Группа вокалистов — и сложнее, и проще. Когда приходит готовый коллектив, отрепетированный и со впетым (отточенным) материалом, то продюсеру нужно будет только слушать и следить за посылом, подачей и другими не самыми глобальными деталями. 

Но если речь идет про молодой состав или сессионных певцов, собранных для одной записи, задача усложняется. Либо их будут записывать по группам (сопрано, альт, тенор, баритон, бас), либо каждого отдельно и затем тюнить, чтобы у всех сочетались зоны звучания (диапазон ноты) и интонация. Также важно помнить про индивидуальные тембры каждого вокалиста.


Есть ли какие-то советы перед сессией в студии? Например, какие-то дыхательные техники?

Если вы пишетесь зимой, приходите за полчаса до записи. Из этих 30 минут только 15 уйдут на то, чтобы ваш вокальный аппарат прогрелся и привык к температуре в студии. Возьмите с собой воду: сухость во рту и обезвоживание — ваши враги. 

Дыхательные техники нужны только в том случае, если вы бежали (чтобы успокоить дыхание). Но тогда вам все равно еще понадобятся те же 15 минут, чтобы голосовой аппарат отдохнул и акклиматизировался.

DSC08617.jpg


Какие советы вы даете артистам, чтобы их голос действительно выделялся и становился индивидуальным?

Не зажиматься, расслабиться. Все сотрудники студии, будь то продюсер, инженер записи или менеджер, — ваши друзья (спойлер: они тоже заинтересованы в хорошей записи). 

Наверное, самое важное в нашей индустрии — уметь раскрыть свою индивидуальность. Что вы чувствуете? Какие у вас эмоции? В чем ваш посыл? Какой смысл вы несете своей музыкой? Хорошие новости:  чтобы донести свою идею до слушателя, можно петь и не идеально. 


Можно ли уже после работы в студии вносить какие-то правки в созданный трек?

Правки в треке всегда предусматриваются, ведь на записи ваш слух может замылиться от повторения одних и тех же строк по 5-7, а то и по 10 раз. 

Лучше записаться, послушать демку, взять перерыв на пару-тройку дней и потом послушать еще раз уже «свежими ушами». И тогда уже будет понятно, нужны ли вокальной части какие-либо правки.

Совет: всегда помните, что демка не является финальной версией трека с вокальным выравниванием, сведением и мастерингом.


Есть ли какой-то профессиональный сленг и словечки, которые нужно знать человеку, который впервые идет к вокальному продюсеру? 

Нет. Все важные словечки и понятия вам объяснят и «переведут» прямо в процессе. Работа на записи с продюсером — это, своего рода, обучение.

Текст: Михаэль Агафонов